Как оценить квалификацию психолога?













 

 

У нас не принято обращаться к психологу в широких массах. По-крайней мере, эта мера не популярна, а в случае прецедента люди, все же, стараются, сохранить такие вещи в тайне.

Объясняется это многими моментами: и застоем в психологической отечественной науке в течение тридцати лет, и склонностью выносить проблемы молча или предпочтением обратиться к родственнику, другу для возможности «выговориться».

Также распространено посещение церкви. Такие моменты важны при попытке понять, насколько реальны шансы человека – потенциального клиента – оценить возможности психолога, к которому он собирается обратиться.

Так вот, разумеется, есть более-менее объективные критерии оценки, но они доступны лишь подготовленному лицу – сведущему в теории и практике психологической науки. Но также есть и критерии более рядового порядка, о которых и упомянем.

Прежде всего, нужно брать в расчет, что существуют некоторые стереотипы о деятельности психолога среди граждан. И виной тому, например, зарубежные фильмы, имеющие в сюжете некоторого специалиста «с записной книжкой и ручкой», сидящего перед клиентом и внимательно его слушающего. Чаще всего, кстати, в таких ситуациях речь о психоаналитике, который совсем не психолог в понимании профессиональном. Но люди разницы не видят.

Поэтому мы упомянем некоторые моменты, связанные именно с психологом, дабы развеять некоторые мифы и легенды.

Никакой особенно хронологии тут не будет, а списка возрастающей важности того или иного критерия тоже нет.

Итак. Один из самых распространенных мифов: психолог дает советы, за чем и приходят, собственно, клиенты. Нет. Профессионал-психолог не дает советы. Никогда. Иначе такой сеанс мало чем будет отличаться от посиделок на кухне.

Настоящий специалист обучается в другом русле: психолог в ходе консультирования, исходя из общей картины ситуации, направляет клиента к самостоятельному поиску решения проблемы. Вкратце – это и есть суть консультирования. Человек должен сам понять причину, проанализировать ее и придти к пониманию решения проблемы.

Психолог в данном случае выступает в роли учителя, который должен научить способам поиска решения, но ни в коем случае не выдать готовый ответ. Иначе говоря, не поняв сути проблемы, можно время от времени снова с ней сталкиваться. Как говорится, не вырвав корешки, с вершками бороться бесполезно.

Второе. Психолог, если он достаточно уважает свою профессию и является действительно квалифицированным специалистом, не будет сидеть перед Вами с канцелярией. Попросту говоря, он не будет ничего записывать – только слушать. Объяснение тому в большинстве случаев элементарное: такие действия не только отвлекают клиента, но еще и вынуждают его надумывать.

– Вот, де, он что-то записал. Наверное, что-то важное. Придется запомнить. Что тут могло быть? Что я сказал? Или что сделал? – думает клиент.

И начинает себя «накручивать», придумывая самые разнообразные объяснения, которые, скорее всего, неверны в корне.

Третье. Если сеансы консультирования не заканчиваются после пятого, то можно смело предположить: «Не срослось». К психологу-консультанту приходят только психически здоровые люди и по вопросам бытовых, жизненных проблем. Шизофреника никто не направит к консультанту. В случае затягивания сеансов можно из завершать. Такие обстоятельства говорят либо о том, что у данного конкретного специалиста не получается, либо о том, что он тянет из Вас деньги.

Четвертое. Серьезный уважающий себя специалист часто имеет бесплатных клиентов – одного-двух. Смысл такого – в исключении ситуации, когда специалист привыкает ко своему труду ради денег. Должен поддерживаться «бескорыстный» тонус. Только при хотя бы время от времени проводимой работе, не подкрепленной денежным бонусом, можно быть уверенным, что, пусть и на бессознательном уровне, не будет вмешиваться мотив дополнительной заинтересованности психолога.

Пятое. И здесь все очевидное: эрудированность психолога, владение речью, стабильность поведения при беседе с клиентом. В большинстве случаев мировоззрения психолога и клиента могут расходиться: например, клиент может быть глубоко верующим человеком, а специалист – материалистом. Это не должно мешать работе: при необходимости подобные различия стоит маскировать.

А для такого необходимо быть сведущим в религиозной литературе, к примеру. Это является вопросом кругозора психолога. Владение речью вообще не должно вызывать никаких сомнений: человек должен ощущать, что с ним разговаривает не иначе как уверенный в своей грамотности консультант. Даже если сам клиент с трудом больше семи слов употребляет в одном предложении.

Речь – это ключ к пониманию. Даже испытывающему трудности с родным языком человеку можно объяснить все, что угодно, если речь психолога на высоком уровне. И, разумеется, умеренная тактика эмоционального контакта очень важна. Эмпатия быть должна, но без неконтролируемых импульсов, даже если сам психолог – человек темперамента не самого спокойного.

Шестое. Тренинги. Постарайтесь не посещать специалиста, занимающегося часто и много проведением коллективных тренингов на разные темы. Есть понятие групповой психотерапии, но тренинги – это другое. Это сугубо коммерческое явление. Как отличить тренинг от групповой психотерапии? По количеству участвующих людей. Если больше двадцати – Вы на акции «Дай денег назнакомцу».

Это лишь вкратце – своего рода шпаргалка, но иметь подобные сведения стоит, чтобы снизить риск посещения неквалифицированного специалиста.

Leave A Comment